Добавлено: Ср Ноя 07, 2012 5:11 pm Заголовок сообщения: Безконтактные Эл-моторы и Контроллеры к ним
Тема открыта для обсуждения + и - контроллеров и разных моторчиков которые сейчас предлагаются на рынке авиамодельного дела.
Подчеркну слово "авиамодельный" т.к. эти моторы как правило расчитаны на относительно продолжительное время работы и на серьёзные нагрузки. Моторы для маленьких автомобилей кажется на такое не расчитаны. Т.е. Авиамодельные моторы предпочтительнее для нашего нехитрого дела.
Среди них бывают те, где ось крутиться в нутри статора - называются Inrunner и те где ротор крутиться вокруг статора - Outrunner.
Я заказал оба вида моторов, будет время потестируем оба вида.
К ним еще бывают переходники для пропеллеров, насадки на ось разного внешнего диметра, т.е. например ось 3.17 мм, а переходник на него с вшеншним диаметром 5 мм.. и т.д. т.е. можно подбирать так что бы можно было прикрепить диски от HDD.
Контроллеры бывают на разное количество ампер. Самые оптимальные для данного дела те что от 80 Ампер (минимум 60). 80-100 Амперные позволяют подавать до 24-30 вольт на мотор, а как правило при таком напряжении есть моторы которые можно раскрутить и до 50 000 и до 80 000 оборотов в минуту, а это уже тоже становится интересным
к стати, гдето читал что если сделать достаточное охлаждение на безщеточный мотор то на него можно подавать в 2 раза больше напряжения по сравнению с тем на что он расчитан )) т.е. например можно поставить аллюминеевый радиатор на мотор и прикрутить к нему вентилятор охлаждающий, и смотреть на сколько можно повышать напряжение. На 12 вольтов на машине нужно будет поставить повышающий трансформатор который может выдать до 30-40 вольт. Или поставить тот который выдаёт 220=240, а потом с него до 40 в (при условии что контроллеры расчитаны на такое)
Зарегистрирован: 07.11.2012 Сообщения: 18 Откуда: Падерборн, Германия
Добавлено: Чт Ноя 22, 2012 9:58 am Заголовок сообщения:
Привет,
идея сама по себе, конечно, не плохая.
Имеются только пару НО, ну в моей голове... Перечисляю:
1) Вы себе представляете, как трудно сделать переходник с 5мм на 25мм для крепления дисков?
-тогда уже лучше сразу алюминевую шайбу в 10-15мм толщины, 100мм диаметром и центральную дырку на 8мм фрезировать...
заодно тогда и вмешнее кольцо и крепление к нему...
2) Вами упомянутые моторчики... обратим прежде внимание на INRUNNER: они не такие уж и быстроходные, ну в нашем/вашем понятии,
тут всё равно предпочтительней вариант OUTRUNNER. Но в них проблема крепления тех же имеющихся HDD дисков. Излагаю: оутруннер
со внешним диаметром 25мм быстр, но не потянет даже один диск, так как расчитан на пропеллер весом в 5-10 грамм (ищите тех. лист).
Ну а "большой" - тут опять проблема из пункта 1) - надо все части самому на токарном станочке притирать... (у меня в гараже такого нема,
думаю как и подавляющего большинства)
3) Так как оба типа моторов подходят или для кручения пропеллеров (легкий вес и малая инерция) или редуктора от, скажем, гоночной машинки
или для скоростной лодки (маленький винт в воде, маленький крутящий момент) - то раскрутка алюминевых дисков с их инерцией и весе
закончится как минимум в виде "раздолбанных" подшипников и, незнаю как сказать, массой/кол-вом потеренного времени, ни говоря о финансах!
Изходя из этого Ринат и перешёл на HDD - зачем изобретать колесо заново???
По теме контроллеров, Вы правы 80-100 амперные контроллеры это конечно хорошо, важно смотреть на кол-во батареек с которыми последниe работают
или могут это делать. В основном это в диапазоне 2-4S, 3-5S, 4-6S или 4-8S. Заметьте, что на каждый 1S (ничто инное как одна литиумная батарейка)
можем смело расчитывать наше рабочее напряжение с 3,6 В до 4,2 В, а это 28,8-33,6 В при 8S. Ну немного запаса у контроллера наверняка будет, так что
если IC-процессор (на схеме контроллера) контроллер преждевременно не отключит/сбросит, то можно и 40 В подать... охладить жидким азотом и 80 В...
Но зачем? Ради эксперимента?
Старые SCSI моторчики отлично справляются с поставленой задачей. Из моих тестов, что-бы не создалось мнение, что я тут только "умничаю" предоставляю
пару данных:
Тестовый объект вертушка (оргстекло 10мм, от старого тфт-монитора в качества дна и крышки, алюминиевое кольцо из шины в 5мм * 30мм, моторчик 10000 об/мин)
1 диск 29020 об/мин
2 диска 28800
3 диска 28680
4 диска 28380
5 дисков 28180
6 дисков 27990
7 дисков 27840
8 дисков 27700
9 дисков 27560
10 дисков 27360
11 дисков не было подходящего промежуточного кольца
12 дисков 27180
Это всё при напряжении на контроллере 29,1 вольт, на сервотестере (он нужен для работы контроллера) примерно 10 вольт
(дохлый акуммулятор от бормашины) но это не важно, так как сервотестер (сам паял) работает от 5 до 16 вольт,
а контроллер (HobbyKing HK-70a) оптический через оптоелемент обрабатывает сигнал контроля.
При максимальных оборотах, при 29,1 вольтах тёк ток в 1,6 ампер (это со стопкой в 12 дисков, а так меньше).
Вроде выводы сами напрашиваются. У меня вопросов нет!
Да, кстати, тут все (ну многие) на форуме "бросаются" терминами, не зная или зная по наслышке о том или другом. К примеру и Вы тоже,
я насчет "гидропошипников". Забегу наперёд и скажу что их нету ни в какой конструкции жестких дисков! А само определение
таковых поищите в глобальной сети, и вам станет понятно почему...
Да, может тут найдется знаток и озвучит, почему HDD моторы изначально расчитаные на 5400 об/мин не раскручиваются так
быстро как SCSI моторы на 10/15тыс. об/мин? Забегу опять наперёд, я разбирал и те и другие, и с тремя и с четырмя контактами
для подключения - у них у всех 9 полюсов (на роторной обмотке, 3*3 по 120° соеденены). Воздушный зазор (расстояние магнитное кольцо катушки)?
Да, и неплохо иметь шапку в теме, чтобы затем не листать по двух-трёхзначным спискам п поисках ссылки на тот или иной пост...
Но это не к Вам, а к Администратору Форума _________________ ____________________
С уважением, Андрей
Первое, по поводу переходника, у меня никаких проблем нет, использовал гнездо которое снял с жесткого диска, выбил ему ось которая 5 мм, и насадил на ось (тоже 5 мм) переходника вместо пропеллера, сиди отлично. пока не крутил, незнаю как будет, но с переходниками проблем нет. Есть фотографии, будет время - загружу и покажу что это легко. МОжет и нужно чтото вытачивать, мне пока нет необходимости. с eBay легко все приходит, только ждать долго.
Проблема крепления тоже не должна существовать, элементарные аллюминиевые или стальные скобы ЛЕГКО привинчиваются именно к этим моторам так как так предусмотрено. очень легко.
Насколько мне известно ИНРАННЕРы намного скоростнее чем ОУТРАННЕРы потому что не нужно раскручивать вес ротора.
Второе, когда я предлагаю подумать о ВОЗМОЖНОСТИ применения тех моторчиков, я это делаю из соображений скорости. Вот сегодня забрал с почты мотор который делает 4000 оборотов на вольт. на 10 вольт получается 40 000 и т.д. посмотрю проверю. Проблема может быть - их ресурс, но и с этим можно справиться покупая качественные - например не за 20-40 долл, а за 70-100 и выше, к тому же с водным охлаждением. там и до 100 000 оборотов в минуту не далеко.
Третье, на такие моторы - как правило самолетные - нагрузки всетаки бывают, и сравнительно не маленькие. Да я не использовал пока эти маленькие моторы но мне кажется они способны вытянуть то что показано в их паспортах, возможно подавая на них большее напряжение чем предусмотрено. При условии их надлежащего охлаждения, на них можно в полтора - два раза больше напряжения подавать. Попробую и сообщу.
в Четвертых, Ринат ХОТЕЛ БЫ по больше скорость иметь на портативных моторах, но изза ресурса (он сам об этом говорил) этих авиа моторов он их не использует. Именно поэтому Ринат и ОСТАЛСЯ с (а не вернулся к) HDD.
в Пятых, нам (имею ввиду всех нас экспериментаторов) не 27-30 000 нужно. нам нужно 100 000, 200 000 и т.д. оборотов в минуту и надо искать варианты такого. ЕСТЬ такие моторы, но дорогие. Эксперименты показывают что СКОРОСТЬ, а не количество дисков, имееет значение в данном деле.
ну тогда очевидно, что в Вашем случае выбор может пасть только на INRUNNER моторчик.
Тогда представляется система принужденного охлаждения намного проще.
По поводу
Цитата:
...использовал гнездо которое снял с жесткого диска, выбил ему ось которая 5 мм, и насадил на ось (тоже 5 мм) переходника вместо пропеллера, сиди отлично...
Разве там вo втулке (25мм диаметр) не подшипник (вернее два, сверху и снизу втулки) на 5мм? Ну да ладно... Как будут фото выкладывайте. _________________ ____________________
С уважением, Андрей
Мне такое уже видится в вакууме на магнитной подвеске и разгонять магнитным полем от внешних катушек только как все это совместить и что получится -мюшки разгоняем , пролетают рядом с магнитной подвеской и полетят ли дальше в нужное нам направлении
Я вижу схему канролера проще. Имеем некую генерирующую импульсы микру(lm1180) со стандартным питанием от нее управление идет на мощные ключи теже IRF может импульсные теристоры которые уже в свою очередь питаются от своего источника (регулируй вольты амперы)и дальше сам мотор
Для уменьшения нагрева и увеличения накачки магнитного поля в катушках нужно подумать о резонансе
Эксперименты показывают что СКОРОСТЬ, а не количество дисков, имееет значение в данном деле.
с Уважением,
Р
Мне кажется, что имеет значение СКОРОСТЬ*РАЗМЕР (диаметр) диска.
Если точнее - линейная скорость и соответственно ускорение с которым движется диск (край диска).
Увеличивать обороты до беспредела нельзя. У любого подшиника есть свой ресурс и максимальные рабочие обороты. И они намного меньше, 100тыс.
Поэтому придется идти в направлении увеличения размеров диска.
Например, заказывать у токаря диск большого диаметра и потом напрессовывать его непосредственно на вал авиамодельного мотора.
Крестообразная скоба легко прикручивается к моторчикам,
Вал моторов бывает разный по толщине, можно на него подобрать наконечники - Prop Adapters.
Те что здесь изображены - все с вала 3.17мм на "пропеллер" 5мм. Его то я и приспособил под барабан\ротор с HDD. Просто надо спилить лишнее торчашее с резьбой.
Мне такое уже видится в вакууме на магнитной подвеске и разгонять магнитным полем от внешних катушек только как все это совместить и что получится -мюшки разгоняем , пролетают рядом с магнитной подвеской и полетят ли дальше в нужное нам направлении
ну самые разнообразные.. полеты на Луну... Солнце... )))
если бы эти моторы были в наличии!
Разве там вo втулке (25мм диаметр) не подшипник (вернее два, сверху и снизу втулки) на 5мм? Ну да ладно... Как будут фото выкладывайте.
У меня три мотора, и все они сделаны поразному в плане реализации элемента вращения. Вот этот который я разобрал - на картинках видно как диски сидят в гнезде\втулке, имел ось как раз 5 мм - повезло. но думаю все же можно подобрать, иначе надо точить у токоря.
еще подумал об использовании редуктора. в авиамодельном деле есть они, только понижающие. но думаю развернуть его не составит большого труда! и тогдааааааа....
Ринат говорил о том что они шумят сильно, редукторы. Наверное следующий шаг будет покупать качественный недорогой моторчик с около 2 000 обор в мин на вольт и поставить на него повышающий редуктор... думаю будет интересно,
@pippotz
Не могли бы вы посчитать кол-во катушек в вашем "зелёном" моторчике?
По поводу 100.000об/мин - такие с нормальным контроллером не получишь. Так как они расчитаны, а верней запрограмированы на обороты до 60тысяч об/мин. (позже почему)
Поясняю: все контроллеры (авиамодельные, гоночные, водные) приводятся в действие с помощью дистанционного RC (remote control) управления. Также можно взять сервотестер, он эмулирует сигнал. Так вот этот СИГНАЛ есть ничто инное, как PWM (pulse wide modulation) сигнал. В нем бежит 50гц (20мс) изначально меандровый сигнал. В начале каждого периода (волны) генерируется с помощью ручки на сервотестере импульс (тоже меандр) длиной от 1мс до макс. 2мс, инные значения каждый контроллер игнорирует. Значит фактически у нас/вас имеется одна миллисекунда которую мы можем присвоить к "желаемой скорости" нашего/вашего моторчка.
Предположим вы решились на 100.000об/мин, у вас в запасе всегда только 500гц (1мс), которые в свою очередь "разбиты" на один оборот ручки сервотестера. Теперь в игру вступает сам контроллер. Чтобы раскрутить вал на 100.000об/мин ему надо повернуть 3, на 120° смещеных в фазе ел.маг. поля, со скоростью (а значит и частатой) в (назовем её буквой [А]) 1667об/с (гц).
НО, большое НО, это если у вас в моторчике только 3 катушки! Заметьте не 3 раза по 3 катушки, а только 3 мотка проволоки в корпусе моторчика! Это вроде ел.магн редуктора. Три "тройки" умножают крутящий момент на трое, но и обороты падают в трое!!!
Если не 3, а тому кратные значения 6-9-12-15 катушек, то тогда вам надо [А] поделить на кол-во "троек". Пример: у вас 12 катушек - это (обратный)фактор 4, моторчик с такими обмотками и стоковым контроллером со значением [А] развивает максимальные обороты [О]= [А] / 4 = 416,45гц или 416,75об/сек. или 25005об/мин. Это ведь снова значит, что ваш [А] надо увеличить на 4, итого до 6668гц = [Б] чтобы развить на заданом моторе (называется 12 полюсной) желаемую скорость. Тут вступает в игру ораничитель, прописаный в програмное обеспечение контроллера, обычно это 1кгц, плюс-минус в зависемости от производителя. А последний снабжает авиамоделистов своей продукцией, а им не нужны обороты, им надо высокую мощность в короткое время - рванул вверх и отключил движёк - парим и енергию в аккумуляторе бережём...
Потом есть ещё паразитивные еффекты свыше 1000гц, сигнал на другую проводку прыгнет, смешается и т.д.. Короче, самому придется перепрошивать AVR чип контроллера и скрестив пальцы надеятся, что по каким либо сверестественным причинам последние еффекты минуют вас.
За фото спасибо, теперь понял. Вы моторчик с диском или без крутили, вибрации есть?
Не забыли про мой вопрос:
Цитата:
Не могли бы вы посчитать кол-во катушек в вашем "зелёном" моторчике?
_________________ ____________________
С уважением, Андрей
Не могли бы вы посчитать кол-во катушек в вашем "зелёном" моторчике?
9 катушек насчитал и благодарен за разъяснения п поводу связи оборотов с количеством катушек, я сам мало что понимаю в радиоэлектронике.
как я говорил - на моторе зелённом 4000 об в минуту на вольт... как то не хочется мне его в руках держать при запуске )
Мотор пока не крутил т.к. тестера нет, пришло извещение сегодня, завтра на почту, заберу - надеюсь тестеры, и попробую покрутить от компьютерного блока питания на ноутбук если будет время
ИНРАННЕРЫ (когда ротор внутри) имеют два опорных подшибника и поэтому возможно лучше приспособлены. 2 точки опоры. на ОУТРАННЕРах только одна точка опоры.
еще подумал об использовании редуктора. в авиамодельном деле есть они, только понижающие. но думаю развернуть его не составит большого труда! и тогдааааааа....
Ринат говорил о том что они шумят сильно, редукторы. Наверное следующий шаг будет покупать качественный недорогой моторчик с около 2 000 обор в мин на вольт и поставить на него повышающий редуктор... думаю будет интересно,
АААА! Не надо повышающий редуктор!! У них на высоких оборотах очень плохой КПД!!! Спросите у любого инженера-механика.
К тому же ресурс на порядок меньше чем у подшипников. Редуктор будет орать и греться и ломать зубья!
Диски нужно ставить непосредственно на вал двигателя.
По поводу ограничений которые накладывает авиамодельный контроллер: это все теория и достигнуть этих ограничений довольно сложно. Даже при тайминге 8кгц на 9 полюсном моторе теоретически максимальная скорость получается 53 тыс оборотов в мин. А если брать авиамодельные инраннеры, то там обычно меньше полюсов. И тайминг бывает и 16 кгц.
Максимальные обороты на практике упираются в то, что контроллеру просто уже не хватает мощи, чтобы крутить быстрее и преодолеть механические потери, которые растут от оборотов нелинейно. Можно взять более мощный контроллер и прибавить напряжения, но тогда дым может пойти из мотора.
Даже при тайминге 8кгц на 9 полюсном моторе теоретически максимальная скорость получается 53 тыс оборотов в мин. А если брать авиамодельные инраннеры, то там обычно меньше полюсов. И тайминг бывает и 16 кгц.
Не путайте пожалуйста 8/16кГц с вышеприведенными вычислениями. Так как 8 или 16кГц это частота опроса / контроля катушек, а точней наводки в них. Вроде достиг ли магнит уже своей "высшей точки" или нет. При её достижении, ну когда один полюс (притягиваясь) подъехал напротив катушки, инерция гонит ротор немного дальше, переключается полярность, и полюс теперь отталкивается. И так на каждой из трех фаз.
Что-бы повысить еффективность всего процесса с вашеми, Aleх, упомянутыми значениями - ведётся опрос медленный с 8-ю кГц или побыстрей...
Не все моторы реагируют хорошо на быстрый (16кГц) опрос позиции. Ну скорей всего нужно заметить, что просто из-за мелких металических сердечников и соответственных пазиков между последними из ожидаемого сигнала получается "електро-оливье", а контролер в свою очередь переходит мнгновенно на аварийный режим и тормозит мотор (ну может там пропеллер в волосах подружки хозяина замотался и грозит снять ей скальп).
Поэтому, хотя это собственное дело каждого, я не советую из вышеприведенных обьяснений назначать 16кГц на контролеры для малогабаритных движков.
Alex писал(а):
По поводу ограничений которые накладывает авиамодельный контроллер: это все теория ...
Ух уж эти обобщения. Если вы думаете, что это теория, то купите себе программатор, вычтите программу вашего контроллера (у вас такое вообще есть?), вникните в код (если он не закодирован) попробуйте тот или инной параметр заменить и отпишитесь (ну так месяцев через 6-7)...
Но в вашем случае можно проще: забейте в google.com к примеру "ESC Firmware Upgrade" и полистайте (читать не надо). Я оооочень надеюсь, что кол-во информации по этому поводу вас переубедит (нахаляву), что это практика!
Приятных всем выходных _________________ ____________________
С уважением, Андрей
Я вижу схему канролера проще. Имеем некую генерирующую импульсы микру(lm1180) со стандартным питанием от нее управление идет на мощные ключи теже IRF может импульсные теристоры которые уже в свою очередь питаются от своего источника (регулируй вольты амперы)и дальше сам мотор
Для уменьшения нагрева и увеличения накачки магнитного поля в катушках нужно подумать о резонансе
а) Важно, как выше написано, частота, которую даёт контролер (ESC), а напряжение должно только из-за того быть, чтобы фланги сигнала до заданной амплитуды успели подняться.
Если напряжения не будет то катушка не отреагирует как надо - не толкнет полюс - а контроллер, не получив обратного (для него позитивного для дальнейших действий сигнала) не будет увеличивать частоту на обмотках.
б) Резонанса тут и быть никак не может! У нас тут нет конденсаторов, которые могут энергию (какую бы там нибыло, магнит->катушка->напряжение) сохранить и позже отдать!
gagarinec писал(а):
недавно видел микру управления моторчиком 3-фазы а на нее подают частоту от другова генератора 1-фаза и конечно кол-во катушек имеет значение
Это к чему? _________________ ____________________
С уважением, Андрей
Зарегистрирован: 07.11.2012 Сообщения: 18 Откуда: Падерборн, Германия
Добавлено: Вс Ноя 25, 2012 9:37 am Заголовок сообщения:
pippotz писал(а):
разве это не слишком деёшего? 200А за 37 долл
Это конечно OFFTOPIC обсуждать тут какую инфу, но сударь, ткну вас носом в в срочку "Sustaining Voltage"
Product Description
Condition: Brand New.
Mystery 200A ESC, No BEC.
Constant Current: 200A.
Sustaining Voltage: Li-ion/Li-poly: 7.4 - 22.2v / NiMh/Nicd: 6 - 21.6v.
Max Current: 210A
Low-Voltage Cutoff: Auto detect and set.
Size: 66mm x 38mm x 20mm.
Weight:115g .
Ну если вы конечно решили обустроить вашу мастерскую сварочным самодельным аппаратом, то эти амперы для вас.
Вкурите второй пост ещё разок, то что вам нужно - это напряжение. _________________ ____________________
С уважением, Андрей
1. Откуда информация, что производитель ограничивает частоту 3х фаз на выходе в 1 Кгц?
Я вот, например, читаю в описании ESC от Turnigy:
● Поддерживает обороты двигателей вплоть до: 210000 об/мин (2 полюсные), 70000 об/мин (6 полюсные), 35000 об/мин (12 полюсные).
Это явно не 1 Кгц.
2. 200А -хорошо, это значит, что у выходных ключей маленькое сопротивление и они могут пропускать мощные импульсы тока.
Только напряжение без тока ничего не даст. Потому что, например, для старта тяжелого диска нужен мощный импульс.
Замечено, что слабые контроллеры начинают крутить диски только с толкача, а более мощные раскручивают сами.
Еще ток нужен чтобы крутить моторы с высоким показателем об\вольт, с маленьким числом витков в обмотках и маленькой индуктивностью.
3. Про сварочный аппарат ерунду не пишите. В постоянном режиме такие токи ни один мотор не потребляет, разве что стартер у авто. А в импульсном - обычное дело, и отдают такой ток конденсаторы. Может видели на контроллере наружу из термоусадки торчат?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах